Геология
Геология
Проектирование и изыскания
Проектирование и изыскания
Информационные технологии
Информационные технологии
Аналитика и исследования
Аналитика и исследования
География проектов
География проектов

 

Партнеры
Я влюбилась в суровые и прекрасные горы, в наш вездеход, которому не преграда ни крутой склон, ни горные речки, ни топкая тундра. Я влюбилась в людей, которые от и до знают непростую геологическую науку, восхищая своей увлеченностью. И конечно, в новых друзей, с которыми познакомилась во время молодежной социально-практической экспедиции в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».

В экспедицию мы отправились в самое замечательное время, когда короткое северное лето в самом разгаре. Мы – это пятнадцать человек из разных районов Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области. Собрали нас вместе организаторы экспедиции: департамент по молодежной политике ЯНАО, окружная государственная телерадиокомпания «Ямал-Регион», Общественная палата ЯНАО, политическая партия «Единая Россия» и молодежное отделение ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!»

Наш маршрут проходил по местам геологической разведки полезных ископаемых, которых на Полярном Урале огромное количество. Поэтому мы не просто любовались красотами пейзажа, а главным образом знакомились с историей геологических поисков и промышленных разработок, c сегодняшним днем и перспективами месторождений. Все это оказалось очень интересным для участников экспедиции, ведь среди нас были нынешние выпускники Таркосалинского профессионального училища, студенты Тюменского государственного университета и Тюменского нефтегазового университета, работающая молодежь из Салехарда.

Мы – тоже первопроходцы

Молодежная экспедиция на геологические предприятия организована, пожалуй, впервые в постсоветской России. Про потенциал молодежи наконец-то вспомнили! А ведь Тюменскую область когда-то называли всесоюзной ударной комсомольской стройкой!

Уже самая первая поездка по тундре на гусеничном вездеходе, называемом МТЛБУ, заставила почувствовать, как тяжело быть первопроходцем, но как это интересно и волнующе. Гордость за Родину, ее красоту и мощь вдохновили меня, и я написала песню:
Много дел нам с тобой

совершать!

Будем жить,

полной грудью дышать,

Будем смело стремиться вперед,

Ведь судьба нас на Север зовет!..

Урал с давних пор считался кладовой богатств Земли. Как популярно объяснил нам опытный геолог, заместитель генерального директора горной компании «Ямалзолото» Виктор Кениг, Уральские горы образовались в результате столкновения материковых платформ Европы и Азии. Одна нашла внахлест на другую, и получился «слоеный пирог» из глубинных, ценных для человека горных пород. Затем их слегка сгладил ледник, и Урал принял знакомый нам вид относительно невысоких гор.

Но если Южный и Средний Урал уже отдал человеку почти полностью свои богатства, Урал Полярный ждал своего часа. Еще в 1974 году свои первые образцы полезных ископаемых нашел в ручьях, будучи студентом-геологом, Леонид Островский, ныне главный эксперт отдела минеральных ресурсов тюменского ОАО «Сибирский научно-аналитический центр». Но в те годы было экономически нецелесообразно вести добычу богатств Полярного Урала: здесь не было ни железных дорог, ни каких-либо других коммуникаций. Слишком суровы эти места.

– В Свердловской области до самой границы с Тюменской – месторождение на месторождении. Дальше – впечатление, что Урал кончается, – поделился с нами своим видением ситуации генеральный директор ОАО «Полярно-Уральское горно-геологическое предприятие» Николай Каленкович. – Тридцать лет лежат открытые руды и минералы нетронутыми, потому что нет дороги. А здесь не одно и не два, а целый комплекс месторождений.

Судьбоносная встреча

Разговор этот состоялся на Софроновском месторождении, которое было открыто Леонидом Островским и названо в честь первого главного геолога Полярно-Уральской экспедиции Георгия Софронова. Здесь открыты мощные пласты богатых фосфоритов (содержание P2O5 доходит до 35 процентов от массы руды), как объяснил главный геолог ОАО «Полярно-Уральское горно-геологическое предприятие» Юрий Гусаров. Фосфориты – один из главных промышленных источников сырья для производства фосфорных удобрений.

На этот объект вместе с руководителями геологических и строительных предприятий на вертолете прибыли заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Коновалов и директор департамента по молодежной политике ЯНАО Елизавета Дмитриева, чтобы встретиться с участниками экспедиции.

Сергей Коновалов рассказал нам о планах по реализации мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный». По его словам, на базе Уральского горно-рудного региона предполагается создание индустриально-инфраструктурного комплекса. Цель проекта – радикальное развитие минерально-сырьевой базы, развитие предприятий металлургического комплекса Среднего Урала, строительство и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. В настоящее время ситуация с энергообеспечением сложная, резервов практически нет. Поэтому на территории округа планируется строительство четырех электростанций. От моноэкономического уклада необходимо будет перейти к комплексному развитию региона. Идет речь и о социальных преобразованиях, связанных с реализацией проекта.

Основной объект транспортной инфраструктуры – это железная дорога Полуночная – Обская. Уже выполняются проектные работы, ведутся геологические изыскания. При строительстве будут использоваться самые современные технологии. Например, разработано сложное инженерное решение мостового перехода через Обь на дороге Салехард – Надым. Это будет двухуровневый мост, по одному уровню которого пойдет железнодорожный транспорт, по другому – автомобильный. Железная дорога Обская – Бованенково строится за счет инвестора – компании «Газпром». Половина дороги уже готова, и начато движение.

Получив эту информацию, молодые участники экспедиции задали вопрос о возможности и условиях участия в освоении богатств этого удивительного края. По мнению участников встречи, мегапроект – важный ориентир для молодежи, где можно серьезно реализовать себя. Тут же, в ходе разговора, прозвучали реальные предложения: создать учебный пункт для подготовки геологов на базе Полярно-Уральского горно-геологического предприятия и возродить детско-юношеское движение юных геологов.

Шокирующий зигзаг истории

На станции Обская мне довелось поговорить с машинистом снегоочистительного локомотива Михаилом Яковцовым. Я спросила его мнения, сумеем ли мы освоить Полярный Урал. И совершенно по-простому он ответил: «Сумеем, лишь бы денег давали. Энтузиасты уже вымерли».

Да, в экономику пришли не только инновации, но и рыночные отношения. Не будем сейчас рассуждать о достоинствах социализма, но как свидетель драматичной истории освоения Полярного Урала в 1947 – 1954 годах скажу однозначно: слава богу, что такое уродливое и варварское явление, как тоталитаризм, кануло в Лету. С его отголосками мы соприкоснулись на горном массиве Харбей.

Для восстановления народного хозяйства в послевоенное время страна нуждалась в металле. В здешних местах были обнаружены запасы молибдена, который при добавлении в сталь придает ей особую прочность. Политзаключенными вручную были построены 55-километровая дорога и электрические магистрали. Вдоль дороги остались только очень большие и совсем мелкие камни – остальные были перенесены в основание дороги. Каждый из нас попробовал сам поднять и уложить такие же каменные глыбы, чтобы прочувствовать маленькую толику тяжкого труда бесправной рабочей силы.

Вместе с геологом Игорем Перминовым мы исследовали штольни и карьеры, механизмы и бараки бывшего молибденового комбината. Здесь на добыче руды с 1952-го по 1954 год заключенные ГУЛАГа трудились в нечеловеческих условиях, без выходных. За год через рудники проходило до ста тысяч человек! Рядом с входом в законсервированную штольню мы поместили мемориальную доску. В будущем здесь планируется установить памятник жертвам сталинских репрессий.

Есть золото!

Большой интерес и восхищение вызвало у нас посещение Харбейского минералогического музея-заказника, расположенного в живописном уголке природы. Своими глазами мы увидели уникальные минералы и полезные ископаемые, добытые на Полярном Урале.

С технологиями поиска золота и железной руды мы познакомились на месторождениях горной компании «Ямалзолото». По прогнозам, в недрах только одного месторождения Новогоднее-Монто залегает более пяти тонн золота и пяти миллионов тонн магнетитов. Бурение разведочных скважин осуществляется с помощью компьютера, а затем на месте самых результативных из них бульдозером расчищают карьер. Для более детального изучения признаков наличия золота геологи применяют старые дедовские способы – кайло и лопату.

Трудно сказать, что важнее для страны: золотые запасы или золотые руки. К счастью, Российская земля богата и умами, и талантами, и горячими сердцами. Когда мы, туристы-«первопроходцы», делились впечатлениями об экспедиции, практически каждый сказал о своей готовности принять участие в реализации мегапроекта. Можно смело предполагать, что современная молодежь откликнется на зов Урала Полярного. Разумеется, при условии достойной оплаты (в этом месте мне хочется поставить «смайлик»).

В конце концов мне самой хочется обратно на Урал! Тянет, как магнитом! Правда-правда. Может быть, и мне доведется стать причастной к новому важному государственному делу, по масштабам сопоставимому со строительством БАМа.