Геология
Геология
Проектирование и изыскания
Проектирование и изыскания
Информационные технологии
Информационные технологии
Аналитика и исследования
Аналитика и исследования
География проектов
География проектов

 

Партнеры
В преддверии Дня геолога в Сибирском научно-аналитическом центре (Тюмень) состоялась пресс-конференция его руководителя Анатолия Брехунцова. Одной из ее главных тем стала реализация мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный».

Заинтересованность Тюменской области в этом проекте очевидна: работа над ним позволит загрузить интересной и высокооплачиваемой работой сотни ученых, проектировщиков, геологов и строителей областного центра. Именно поэтому область совместно с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами стала учредителем одноименной корпорации, которая будет реализовывать «уральскую стройку века». В качестве успешного примера можно назвать деятельность Сибирского научно-аналитического центра (Тюмень) – одного из основных разработчиков геологического обеспечения мегапроекта.

Подсчет и оценка рисков

Как удалось выяснить, идея строительства железной дороги вдоль Урала, которая соединяла бы юг и север страны, в свое время была предложена Менделеевым и поддержана Витте. И, конечно, одним из ее главных предназначений должна была стать помощь в освоении природных богатств Севера, в том числе полезных ископаемых. «Вернулись к этой идее в наше время, на всех этапах ее проработки рассматривались различные варианты прокладки этой дороги, – рассказал Анатолий Михайлович, – в том числе, когда она проходит непосредственно по Уральским горам или уходит на восток, к пойме Оби. В результате был принят предгорный сценарий, когда железнодорожная трасса максимально приближена к горам».

Вопрос о том, где в конце концов проходить этой дороге, имеет не просто формальное значение. Работы, связанные с ее строительством, могут нанести серьезный ущерб хрупкой экосистеме Приполярного Урала, со склонов которого текут многочисленные нерестовые реки и где живет в условиях практически девственной природы множество зверья и птицы. Представители корпорации «Урал промышленный – Урал Полярный», которая осуществляет этот проект, заверили, что на всех уровнях его разработки вопросам экологии уделяется очень серьезное внимание. Сибирским научно-аналитическим центром на территории Ямало-Ненецкого округа сформирован интегрированный каталог, включающий в себя богатства недр и природный блок территории. Он позволяет в автоматическом режиме рассчитывать экологический ущерб, связанный с освоением тех или иных месторождений, в том числе твердых полезных ископаемых. Имеющиеся в системе данные позволяют также оценить ущерб от любого рода антропогенного воздействия, например, строительства железной дороги.

Восточный склон Уральских гор, незначительно освоенный человеком, в последнее время рассматривался как зона для развития въездного туризма, прежде всего для охотников и любителей экстремальных путешествий. По мнению Анатолия Брехунцова, число таких туристов вряд ли будет велико, поэтому логичнее ориентироваться на массовый отдых, который в принципе не может существовать без инфраструктуры. Таким образом, будущая железная дорога логично вписывается в систему создания комфортных условий для желающих полюбоваться красотами Приполярного Урала.

Преимущества и перспективы

В феврале руководитель федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов и генеральный директор корпорации «Урал промышленный – Урал Полярный» Олег Демченко подписали соглашение по разработке проектной документации для реализации мегапроекта.

Для создания нового индустриально-промышленного комплекса на базе природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала, потребуется соответствующая транспортная инфраструктура. Одним из ключевых элементов новой транспортной сети станет железнодорожная магистраль, которую проложат по восточному склону Уральских гор. Эксперты утверждают, что здесь «рассыпана» вся таблица Менделеева: по прогнозам угля здесь насчитывается 36 млрд тонн, железной руды – 60 млрд тонн, марганцевых руд – 1,5 млрд тонн, хромитов – свыше 900 млн тонн, фосфоритов – около 0,5 млрд тонн, бокситов – 1,1 млрд тонн, нефть – 1,4 млрд тонн и газ – 225 млрд кубометров. Общая стоимость запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых – свыше 40 триллионов рублей.

Именно в этих ресурсах сейчас испытывает потребность промышленность Урала. В настоящее время ей импортируется 100 процентов марганцевых руд, 90 процентов угля, 80 процентов медного концентрата, 72 процента хромитовых руд и 65 процентов железной руды. На Урале сегодня производится 38,5 процента объема всей выпускаемой в России стали, 37,5 процента проката черных металлов и 44,7 процента стальных труб. Ряд экспертов считает, что при дальнейшем росте мировых цен на сырье уральскую промышленность ждет стагнация и падение производства. Как всегда у нас бывает, «единственно возможный» выход из этой ситуации – разработка месторождений Уральского Севера и, соответственно, строительство транспортной магистрали для доставки ископаемых к месту их переработки.

После того, как проект пройдет госэкспертизу, должны начаться работы на трассе. Железную дорогу Полуночное – Обская протяженностью 849 км (стоимость около 90 млрд рублей) планируется построить за пять лет. Авторы проекта часто говорят, что старт столь масштабному проекту дан впервые со времен строительства БАМа. Многие в желании придать «проекту XXI века» еще большую значимость возводят его родословную к печально знаменитой 501‑й стройке – полярной магистрали Чум – Салехард – Игарка. Стоит сказать, что подобные сравнения не кажутся привлекательными, если вспомнить, чем закончились эти исторические мегапроекты. Строившаяся руками заключенных дорога в Ямало-Ненецком округе после смерти Сталина была заброшена (к тому времени было проложено 700 км пути). В тундре до сих пор остались ржаветь рельсы и завезенные в тот край паровозы и вагоны. Да и реализацию проекта БАМ вряд ли можно назвать успешной.

У проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» много достоинств, при условии его разумного осуществления. Очевидно, что в многочисленных публикациях о проекте экологическим последствиям его реализации уделяется недостаточно внимания. Имеет смысл обнародовать результаты экологической экспертизы, а также подсчет ущерба природе от разработки месторождений Приполярного Урала и строительства железной дороги, конечно, в случае, если они уже проводились.
автор Аркадий КУЗНЕЦОВ

Продолжение в следующем номере