Геология
Геология
Проектирование и изыскания
Проектирование и изыскания
Информационные технологии
Информационные технологии
Аналитика и исследования
Аналитика и исследования
География проектов
География проектов
Партнеры

Активизация усилий России по освоению арктического шельфа с целью добычи природных ресурсов сопровождается информационными атаками Запада по созданию негативного общественного мнения в отношении проводимой политики Российской Федерацией в Арктической зоне. Противостоять информационным атакам в этом направлении – важная задача борьбы за национальные интересы России в Арктике.

В содержании информационной кампании, направленной против России на арктическом направлении, вызывают недоумение, прежде всего, утверждения ряда западных средств массовой информации о том, что Российская Федерация не обладает достаточным научным и экономическим потенциалом для освоения ресурсов арктического шельфа. Факты свидетельствуют о несостоятельности подобных аргументов.

Научный потенциал изучения российскими учеными Арктики имеет глубокие исторические корни. Гимном человеческому духу является научная карта Арктики, на которой в географических названиях островов, заливов, гор увековечены имена покорителей Арктики. Всему миру известны легендарные имена российских исследователей Арктики: Г.Седова, А.Колчака, О.Шмидта, М.Водопьянова, В. Молокова и многих других.

В настоящее время изучение Арктики в России поставлено на фундаментальную научную основу. При этом важнейшие полярные исследования направлены на разработку и создание методов диагноза и прогноза состояния природных сред Арктики, технологий их мониторинга, анализ климатических изменений и состояния экосистемы, на обеспечение безопасности и эффективности эксплуатации объектов, таких как морские суда, буровые установки и другие сооружения на арктическом шельфе.

Ведущим научным учреждением по изучению Арктики является "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт", результатом деятельности которого является создание многочисленных атласов, пособий, монографий, первой карты дна Северного Ледовитого океана, изучение структуры вод и льдов Арктического бассейна, исследование структуры и динамики атмосферных процессов в регионе, создание новейших магнитных карт Центральной Арктики, восстановление геологической истории дна Северного Ледовитого океана за предыдущие тысячи лет.

Обладая многолетним опытом проведения тематических и экспедиционных работ в Арктике, российские ученые-полярники сегодня способны решать практически любые задачи по исследованию природной среды полярных областей и обеспечивать удовлетворение запросов заинтересованных отраслей экономики и обороны страны.

Мировая известность российских ученых-полярников позволяет активно осуществлять научно-техническое сотрудничество с центрами и институтами США, Канады, Германии, Норвегии и других стран, а также организовывать и участвовать в международных проектах, экспедициях, симпозиумах, рабочих группах, комитетах и комиссиях, связанных с исследованиями Арктики. Например, на состоявшейся этой весной в Мурманске международной конференции "Безопасность и сотрудничество в Арктике: новые рубежи" подробно обсуждены вопросы транспортной, экологической и приграничной безопасности. В конференции приняли участие представители восьми стран – Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции.

Не соответствуют действительности и утверждения, что для освоения ресурсов арктического шельфа у России нет должной техники и оборудования. Например, уже в 80-е годы в нашей стране впервые в мире была пробурена на Кольском полуострове в Печенгском районе сверхглубокая скважина – более 12 километров в глубину Земли. Одним из самых обсуждаемых научных прорывов человечества в начале 2012 года стал успех русских ученых в Антарктиде – им удалось пробурить скважину к подземному озеру, которое находится на глубине четырех километров подо льдом уже миллионы лет.

В августе 2007 года российская высокоширотная глубоководная экспедиция "Арктика-2007" достигла Северного полюса: Артур Чилингаров, Владимир Груздев и Анатолий Сагалевич на глубоководных обитаемых аппаратах "Мир-1" и "Мир-2" совершили погружение на глубину более 4 тысяч метров и установили на полярной макушке Земли флаг Российской Федерации, чем продемонстрировали наши возможности в Арктике и напомнили всему миру, что Россия – великая полярная держава.

Россия обладает уникальными технологиями по строительству ледокольного флота. Еще в 1899 году у нас был построен первый арктический ледокол "Ермак", который долгие годы оставался одним из самых мощных в мире. Сегодня российский судостроительный комплекс способен обеспечить отечественной техникой реализацию самых амбиционных проектов по нефте- и газодобыче на арктическом шельфе. В том числе к 2015 году запланировано построить четыре ледокола: один из них – универсальный атомный, и три – дизельных. К 2020 году построят еще два атомных ледокола и три дизельных. Начала работу уникальная плавучая ледостойкая платформа водоизмещением более 110 тысяч тонн, еще несколько платформ на северодвинских стапелях было построено по заказу иностранных государств.

Для развития арктического региона в России разработана общенациональная программа по космическому наблюдению в Арктике. В основе программы – космическая система наблюдения "Арктика", в которую входят пять спутников с задачей непрерывного слежения за изменениями погоды в арктическом регионе, своевременном оповещении о развитии стихийных бедствий и аномалий, а также разведка полезных ископаемых.

Российский научный и производственный потенциал по освоению Арктики находится в постоянном развитии. Новые инициативы по развитию Арктической зоны РФ 15 мая 2012 года обсуждены в Сибирском научно-аналитическом центре на выездном заседании Экспертного совета по Арктике и Антарктиде под председательством знаменитого на весь мир полярного исследователя Артура Чилингарова.

Похвально, что в процесс исследования Арктики включается все больше молодых научных кадров. В этом контексте примечательно, что первого июня этого года 25 студентов Северного Арктического федерального университета отправились в полярную научно-исследовательскую экспедицию на судне "Профессор Молчанов". Поход продлится 40 дней и завершится 10 июля.

В своих нападках на Россию западные средства массовой информации демонстрируют "неспособность Российской Федерации обеспечить сохранение экосистемы Крайнего Севера", обвиняют Россию в создании экологических проблем в Арктике. Конечно, в России не утверждают и не скрывают, что у нас с экологией в этом регионе не все в порядке. Общеизвестно, что на сегодняшний день выявлено около полутора тысяч объектов, создающих экологические проблемы. Эти объекты достались нам от периода освоения Крайнего Севера в 70-90-е годы прошлого столетия. В их числе – бывшие поселки геологов, выработанные скважины и брошенные спецобъекты.

В этом контексте в настоящее время активизируется ликвидация накопленного экологического ущерба на суше и в прибрежной зоне арктических морей, в том числе очистка прибрежных акваторий и морского побережья, рекультивация нарушенных и загрязненных земель арктического региона.

Одновременно продолжается развитие системы экологического мониторинга Арктики на основе аэрокосмических средств, создания новых и модернизации существующих пунктов наблюдательной сети (гидрометеорологической, геокриологической и др.), центров сбора, обработки и распространения информации о состоянии окружающей среды. Рассматривается вопрос о создании Информационного Банка данных по экологии по всей Арктической зоне с центром в городе Салехард. Здесь же будет создан Центр мониторинга положения малочисленных народов Севера Арктики. В целом, работа по созданию соответствующей экологической обстановки в Арктической зоне проводится системно и для этого есть необходимый потенциал.

Одним из требований, предъявляемых России, является интеграция Северного морского пути, который якобы должен отвечать интересам значительной части государств мира. На этот счет следует отметить следующее: несмотря на то, что Северный морской путь находится в эксплуатации России уже почти 100 лет и по географическому расположению является как бы принадлежностью России, в Москве не считают, что эта транспортная артерия должна служить только России – он может стать эффективной зоной международного сотрудничества, приносить пользу и другим государствам, став международной транспортной артерией. Причем, если произойдет прогнозируемое глобальное потепление, то он сможет работать круглогодично. И тогда путь из одной части света в другую станет самой короткой трансокеанской дорогой. Это позволит сэкономить и время, и ресурсы. Путь этот будет и самым безопасным. Мы сегодня видим, как пираты у африканских берегов парализовали нормальную работу международных морских линий.

Но в то же время очевидно, что Северный морской путь на всем своем протяжении был и останется в зоне ответственности России, причем, наша страна имеет достаточно возможностей, чтобы гарантировать полную безопасность этого маршрута. В настоящее время идет обновление оборудования и обустройства Северного морского пути. В этом году на Севморпуть придут два новых аварийно-спасательных судна, на которые возложена экстренная помощь при чрезвычайных ситуациях.

Одно из направлений информационного воздействия Запада в отношении России на арктическом направлении – это формирование мифа об "агрессивной экспансионистской политике Москвы в Арктике", "милитаризации Арктической зоны Российской Федерации". То, что предпринимается Россией в этом отношении, не является милитаризацией российской Арктики. Речь идет только о строительстве современной системы обеспечения безопасности нашей Арктической зоны, в которую входят семь морей из тринадцати, омывающих российские берега.

А что, наши соседи – Соединенные Штаты, Канада и другие приарктические государства – не занимаются этими вопросами? Не тут-то было, наши соседи в последнее время в военном плане проявляют заметную активность в арктическом регионе. Например, канадские ВМС пополняются кораблями ледового класса для патрулирования Арктики. Даже местных жителей-эскимосов привлекли к арктической службе. Усиливается военный контингент США на Аляске, где дислоцируются мотопехотная и аэромобильная бригады, самый крупный позиционный район ПРО, пять эскадрилий модернизированных истребителей F-22 "Раптор". О намерении создать объединенные силы быстрого реагирования "для обеспечения безопасности и законных интересов" в арктическом регионе объявили Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия. В ближайших планах северных стран – организация постоянного патрулирования объединенных сил быстрого реагирования в арктических зонах.

Отмечается усиление активности НАТО в Арктической зоне, где альянс открыто демонстрирует намерения подкреплять свои геополитические устремления военной силой. Об этом свидетельствуют, в частности, военные учения "Холодный ответ-2012" (Cold Response-2012), которые проведены на севере Норвегии. В учениях участвовали свыше 16 тысяч военнослужащих из 15 стран НАТО и боевые корабли Великобритании, США, Канады, Нидерландов и Франции.

В ответ на усилия России по освоению арктического шельфа и природных ресурсов под ним в скандинавских странах в 2011 году возникла идея создания скандинавского "мини-НАТО", который, по определению экс-посла США в Норвегии Бенсона Уитни, был бы "полезен для того, чтобы присматривать за полярными медведями и русскими". Невольно возникает вопрос – почему же об этом умалчивают западные средства массовой информации?

В заключение следует отметить, что вся политика, проводимая Россией по изучению Арктики и освоению ее ресурсов, осуществляется в цивилизованном русле, в соответствии с международными договорами и соглашениями, российским законодательством.

И последнее: потенциал Арктики огромен, и он, безусловно, будет служить не одно столетие и России, и всему человечеству. Но для этого Арктика должна оставаться, прежде всего, территорией мира и сотрудничества в совместной разработке минеральных ресурсов, организации безопасности судоходства, сохранении окружающей среды для всех приарктических государств и других заинтересованных стран, а не зоной противостояния.

Автор статьи: Александр Новик

источник: Аналитический портал "Хвиля"