Геология
Геология
Проектирование и изыскания
Проектирование и изыскания
Информационные технологии
Информационные технологии
Аналитика и исследования
Аналитика и исследования
География проектов
География проектов
Партнеры

История освоения северных территорий полна невероятных открытий, драматических событий, легенд и вымыслов. Русские первопроходцы появились в Заполярье в допетровские времена.

Уже при царе Алексее Михайловиче легендарная Мангазея торговала с Западной Европой рыбой и пушниной. Беринг, Седов, братья Лаптевы – кто не слышал этих героических имен?

Описание северного сияния содержится в индийском эпосе «Махабхарата», созданного еще в глубокой древности. Кинофильмы «Земля Санникова» и «Два капитана», повествующие об отважных полярных исследователях и мореходах, популярны со времен СССР. Чем же так привлекает людские взоры эта загадочная страна, полная вечных льдов и белого безмолвия?

Наверное, никто не сможет ответить на этот вопрос лучше, чем те, кто посвятил Арктике большую часть своей жизни. В минувший вторник члены экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ провели в Тюмени на базе Сибирского научно-аналитического центра свое первое выездное заседание. Его организаторами выступили член Комитета Совета Федерации по международным делам, член-корреспондент РАН, Герой России, почетный полярник Артур Чилингаров и член Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Юрий Неелов.

С приветственным словом к участникам заседания обратились заместитель губернатора Тюменской области Владимир Мазур и генеральный директор ОАО «СИБНАЦ» Анатолий Брехунцов. Владимир Мазур отметил, что Тюмень неслучайно стала площадкой для обсуждения проблем Арктики. Это крупнейший образовательный и научно-производственный центр Западной Сибири, крупнейший транспортный узел, во многом ориентированный на комплексное обслуживание северных территорий. Тюмень дала начало развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Может послужить и решению вопросов освоения арктической зоны страны, изучения ее ресурсного потенциала, подготовки кадров, развития производственной, транспортной и социальной инфраструктур.

Открыл совещание академик, директор Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН Геннадий Матишов. Он рассказал о социально-экономических и природоохранных проблемах Арктики. По его словам, в регионе крайне необходимо воссоздать научный флот. Здесь достаточно пяти малотоннажных кораблей, которые могли бы проводить океанологические, рыбохозяйственные, орнитологические и иные исследования.

Академик привел интересный факт: в прошлом году Азовское море «парализовало». Уникальный случай, когда оно более месяца было сковано льдами. Жители Венеции и те встали на коньки. Если это тенденция, то ясно, что для снижения экономического ущерба, когда корабли вмерзают в лед, необходим опыт арктической проводки грузовых судов, обмен климатической информацией между заинтересованными сторонами.

Актуальнейший вопрос – естественное и искусственное воспроизведение рыбных запасов и морепродуктов. Норвегия ежегодно производит миллионы тонн морепродукции. Показатели России в этом плане выглядят гораздо хуже.

Ученый нарисовал печальную картину: горнообогатительные комбинаты, рыбопереработка в Мурманской области пребывают в упадке. Население Заполярья сокращается, инфраструктура деградирует, скатывается к уровню 50-х годов прошлого века. В прошлом году наметилась тенденция роста грузоперевозок по Севморпути, но это даже не половина того, что было во времена СССР.

Эксперт полагает, что разрозненность структур, занимающихся вопросами изучения и развития северных территорий, не дает в полной мере достичь весомых результатов. Назрела необходимость в разработке новых программ и алгоритмов по изучению ресурсов, климата, окружающей среды, укреплению социальной защищенности населения в арктической зоне РФ.

Нужна комплексная программа

Доклад Анатолия Брехунцова был гораздо оптимистичнее, поскольку касался конкретных проектов, разрабатываемых и реализуемых на территории Ямало-Ненецкого округа, на полуострове Ямал и в акватории Карского моря. Здесь сосредоточены огромные запасы углеводородов. Есть залежи редкоземельных металлов, каменного угля. Социально ответственную деятельность в арктической зоне активно осуществляют такие компании, как Роснефть, НОВАТЭК, Газпромнефть.

На Гыданском полуострове кладовая природного газа оценивается в 20 триллионов тонн. В Новом Уренгое в 2013 году вводится в эксплуатацию крупнейший в России газохимический комплекс по производству полиэтилена. Неподалеку обнаружено новое месторождение углеводородов – на глубине четырех километров сплошное поле нефти, газа и газоконденсата. Объемы огромные. Есть и другие месторождения, на которых пока никто не работает. Проектируется строительство новых заводов, железных дорог, мостов, нефте- и газопроводов.

– Мы считаем, что Салехард может стать центральной базой по освоению всей Центральной Арктики, – подчеркнул гендиректор СИБНАЦа. – А Тюмень – базовым центром по обеспечению северных территорий научными кадрами, сельскохозяйственной и машиностроительной продукцией. Все упирается в разработку единой комплексной программы, которая бы не только учитывала все проблемы и детали, связанные с отдельными проектами, но и определяла стратегию освоения Арктики в целом.

Первоочередными здесь являются задачи по развитию производственной и транспортной инфраструктуры, сохранение уникальных экосистем региона, восстановление Северного морского пути, развитие авиасообщения, решение социальных и культурных проблем.

Озвученная Анатолием Брехунцовым идея создания единой комплексной программы по освоению Арктики в ходе заседания получила дальнейшее развитие и поддержку экспертов. Уже в следующем выступлении депутат Государственной Думы РФ Михаил Слипенчук, говоря о путях и перспективах развития северных территорий, сказал:

– Это богатейшая часть России и зона повышенных геополитических интересов различных стран, причем даже таких, как Китай, Индия, Япония. Ценные породы рыб, алмазы, редкоземельные металлы, нефть, газ – это большие налоговые поступления. Поэтому тезис о том, что Арктика принадлежит России, не всем по нраву.

В 90-е годы финансирование Северного морского пути прекратилось. Полярные города вымерли. Порты стали частными и затухли. Между тем эта магистраль существенно сокращает путь с востока в Европу. В связи с активизацией сомалийских пиратов значение Севморпути только увеличивается.

Долгое время наша страна развивалась в широтном направлении: БАМ, Транссибирская магистраль, Восточно-Сибирский нефтепровод… Вместе с тем у России есть перспектива меридианального развития – с севера на юг, с выходом на центрально-азиатские рынки, к Индийскому океану. Трансазийская идея позволит создать России новые экономические кластеры, нефтехимическое производство, построить логистические центры, терминалы, транспортные линии. Нужна государственная политика. Хорошо, если бы сложилось государственно-частное партнерство, некий консорциум, который бы занимался разработкой и реализацией этого проекта…

О чём важно помнить

Директор федерального государственного унитарного предприятия ВНИИ «Океангеология» почетный полярник Валерий Каминский заострил внимание экспертов на освоении минерально-сырьевых ресурсов как основе развития современной инфраструктуры Арктики:

– Здесь есть вся таблица Менделеева. Россия до сих пор закупает марганец и олово за рубежом, между тем запасы этих металлов найдены в Арктике. Освоение месторождений, сырьевых узлов тут же повлечет за собой строительство трубопроводов, терминалов – и тогда расцвет возможен. Потому что сейчас на Севере ужасающая обстановка. Надеемся, что стратегия освоения Арктики будет разработана и принята. Когда-то люди ехали сюда зарабатывать деньги, нужно вернуть им эту возможность. Только комплекс озвученных мер приведет к заселению ныне пустующих территорий…

После перерыва слово взял генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» Вячеслав Рукша:

– Необходимо помнить следующее – нам не обойтись без флота. Мировая торговля – это на 90 процентов морские трассы. Пропускная способность автомобильных и железных дорог весьма низка. Черное море, Дарданеллы забиты грузопотоками под завязку. Балтика, Финский залив уже на пределе. Поэтому, если мы хотим, чтобы проекты Ямала и Гыданского полуострова заработали и были эффективными, нужно решать инфраструктурно-транспортную проблему: строить флот и восстанавливать Севморпуть с тем, чтобы выйти на тихоокеанские рынки. При этом вопросы развития флота должны быть увязаны с серьезным научным прогнозом относительно поведения ледовых покровов. Не всякое судно может выдержать ледовый плен. Пока что льды уходят на Север, складываются весьма благоприятные условия для судоходства. Но кто знает, что будет в ближайшие 10-15 лет?

Затем участники заседания внимательно выслушали сообщение директора департамента социально-экономических исследований ОАО «СИБНАЦ» Ирины Артюховой. Эксперт отметила:

– Треть населения арктических районов, а это около 180 тысяч человек, ведет кочевой образ жизни. Доля коренного населения в составе общей численности региона растет. Увеличилось поголовье оленьего стада. В этой связи заслуживает внимания опыт сохранения традиционного уклада жизни коренного населения на территории Ямальского района. В 90-е годы руководство округа закладывало новые основы отношений между недропользователями и коренным населением, которое предъявляет высокие требования в плане решения экологических вопросов и создания условий для сохранения традиционного образа жизни. Во многих северных районах России отсутствует единый подход к урегулированию таких взаимоотношений. Между тем, испытывая ущерб в ходе освоения месторождений и строительства трубопроводов, когда маршруты миграции оленей меняются либо исчезают, местное население должно получать компенсации в виде улучшения условий проживания, повышения уровня жизнеобеспечения. Возмещение ущерба должно носить системный характер. Этот принцип в округе реализуется при содействии правительства. Газпром активно подключился к финансированию многих региональных программ. Построены жилые дома, многочисленные объекты социально-бытовой инфраструктуры, больницы, школы, спортивные комплексы.

В феврале 2012 года заключено соглашение между правительством ЯНАО и ОАО НОВАТЭК. Компания берет на себя обязательство осуществить полную реконструкцию арктического села Сейха. Она обещает, что к 2016 году село станет самым современным арктическим поселением в мире. Это произойдет, когда будет запущен в эксплуатацию местный завод по сжижению природного газа.

В социально-экономическом развитии Ямальского района произошли разительные изменения. Построено современное мясоперерабатывающее предприятие, экспортирующее продукцию как на внутренние, так и на внешние рынки. Отношение оленеводов к освоению северных территорий становится все более положительным, поскольку они получают от правительства округа и недропользователей необходимую помощь и видят, как преображаются национальные села. Наработанный опыт можно и нужно использовать как можно шире…

Нужен закон об Арктике

О вопросах безопасности участникам заседания рассказал сотрудник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ капитан 1 ранга Георгий Иванов. В эксклюзивном интервью для читателей газеты «Тюменская правда» он отметил, что те, кто будет осваивать арктические просторы, могут быть уверены в своей безопасности. По приказу Главнокомандующего ВС РФ в России созданы арктические воинские части, морская группировка ближнего и дальнего действия, береговые части морской пехоты. Таким образом потенциал конфликтности в арктических широтах значительно снижен.

Разлившаяся в акватории нефть может на сто лет остановить воспроизводство морских биоресурсов. Поэтому, кроме боевых задач, группировка решает и вопросы предупреждения терактов на трубопроводах и таких спецобъектах, как могильники радиационного и химического назначения, которые расположены в арктической зоне.

В свое время развитием Западной Сибири занимались союзные министерства и ведомства. Ныне перед страной стоят похожие задачи по развитию арктических регионов. Морской офицер, посвятивший Арктике более 20 лет, предложил экспертному сообществу подумать над проектом создания федеральной структуры, которая бы занималась развитием северных территорий в целом. «Поскольку это вопрос ключевой и стратегический».

С интересной идеей по созданию Арктического союза регионов России выступила ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова (г. Архангельск).

– Особенности управления территориями, обмен опытом, привлечение квалифицированных кадров, полярные исследования, обсуждение насущных проблем с участием органов власти, бизнеса, науки, – это то общее, что может объединить девять субъектов РФ, – отметила эксперт. – Кроме того, у нас есть обоснование для учреждения такого праздника, как День Арктики. Такая дата стала бы поводом для решения арктических задач, просвещения населения, укрепления культурных, научных и прочих связей.

По итогам заседания председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Артур Чилингаров пригласил ряд экспертов на Международный форум «Арктика – территория диалога», который состоится в октябре текущего года в г. Салехарде.

Отвечая на вопросы коллег, он отметил, что есть решение Правительства РФ о выделении средств на строительство четырех атомных и трех линейных ледоколов. Если будет поддержка, то в ближайшее время можно будет начать восстановление полярной авиации. «Мы уже собираемся с Юрием Неёловым полететь на новом самолете на полярную станцию «Восток», – поделился своими планами с участниками заседания А. Чилингаров.

На вопрос о судьбе заброшенных поселков и портов прозвучала следующая информация: в Арктике по всей магистрали Севморпути будут развернуты десять спасательных пунктов.

Первый пункт появится в Дудинке уже в 2013 году. Севморпуть не может без них существовать. Эти пункты будут функционировать и финансироваться в целях устойчивой проводки судов по Северному морскому пути.

Журналистов заинтересовала идея комплексного развития Арктики и то, когда она может быть разработана. К сожалению, как отметил один из экспертов, у нас пока еще нет структуры, которая бы занималась комплексным развитием территорий. Нет целевого планирования, при котором можно было бы увязать все вопросы развития региона. Эти задачи сегодня решаются на уровне экспертов, которые в силу своих возможностей обозначили основные векторы освоения арктических широт, которые лягут в основу разработки соответствующего федерального законопроекта. По словам Артура Чилингарова, одно из основных положений законопроекта будет сформулировано так: «Северный морской путь – национальная транспортная магистраль России».